Оптимальные (наилегчайшие) пути плавания

В официальных документах, регламентирующих судоходство во льдах, четкого определения понятия “наилегчайший путь” не приводится. Это позволяет каждому потребителю осуществлять выбор наиболее благоприятного варианта движения во льдах, сообразуясь с наличием информации (текущей и прогностической), состоянием судна (судов в караване), другими объективными и субъективными факторами.

Для выбора наилегчайшего пути обычно используют следующие критерии:

  1. Ограничения по осадке, которые должны предусматривать возможность использования для проводки судов атомных ледоколов типа “Арктика” (с осадкой 11м более).
  2. Оптимальное сочетание характеристик состояния ледяного покрова, выработанное опытом ледового плавания и практикой его научно-оперативного обеспечения (минимальная сплоченность, максимальная разрушенность и т. д.).
  3. Минимум расчетных затрат времени благодаря движению по кратчайшему расстоянию в легких ледовых условиях в обход зон тяжелого льда.
  4. Положение портов (пунктов), между которыми осуществляется плавание, кроме транзитного плавания, которое подразумевает сквозное плавание от западной до восточной границы трассы СМП без заходов в арктические порты (пункты).

Для каждой декады наилегчайший путь отражает особенности распределения льда именно в эту декаду данного месяца и года.

Основные маршруты плавания по трассе Северного Морского пути, различные сочетания которых при определенных условиях, составляют оптимальные (наилегчайшие пути) плавания

Оптимальные (наилегчайшие) пути плавания



Основная литература: Бузуев А.Я. и др. Условия плавания судов во льдах морей северного полушария.- М.: Изд. ГУНИО МО СССР, 1988. 280 с.