Документированные исследования территорий, называемых Российской Арктикой, начались в 11-12 веках, когда новгородцы вышли на побережье Белого моря и добрались до низовьев реки Печоры. В 15- 16 веках русские промышленники ходили на деревянных судах из Белого моря на Шпицберген, Новую Землю и восточнее устьев Оби и Енисея. В середине 17 века русские мореплаватели открыли устья всех сибирских рек, впадающих в Северный Ледовитый океан.
В августе - сентябре 1648 г. суда (кочи) экспедиции казачьего атамана Ф. Попова, в которую входил и С. И. Дежнев, открыли крайнюю восточную точку азиатского материка (ныне - мыс Дежнева), в 80 км от которой лежит американский континент. Но окончательно было доказано, что Новый Свет не соединяется с Азией и представляет собой самостоятельный континент, лишь в 1823 г. экспедицией Ф. П. Врангеля.
С 1725 г. по 1734 г. была осуществлена Первая Камчатская экспедиция, а с 1733 г. по 1743 г. на европейском Севере и Дальнем Востоке, в водах Арктики и Тихого океана работала Великая Северная Экспедиция. Основная идея этой экспедиции заключалась в описании берегов и в отыскании Северо- восточного морского прохода и путей в Америку. В 1728 г. В. Беринг на корабле «Святой Гавриил» прошел проливом, который позже был назван его именем, в Чукотское море. Тогда же был открыт остров Святого Лаврентия и один из островов Диомида. На карте Арктики запечатлены имена и других участников этой экспедиции: С. Малыгина, Д. Овцына, Д. Стерлегова, Ф. Минина, В. Прончищева, С. Челюскина, Х. и Д. Лаптевых и др.. Основными ее итогами были описание и нанесение на карты северных берегов Европы и Азии от Белого моря до устья реки Колымы, обследование Охотского моря, Камчатки, Сибири.
В конце 18 - начале 19 века активно велось изучение архипелага Новая Земля, островов Вайгач и Колгуева и восточных арктических морей. В 1821- 1824 гг. экспедиция Ф. П. Литке на бриге «Новая Земля» составила карты западного и южного берегов Новой Земли и пролива Маточкин Шар. Позднее началось исследование Новосибирских островов. В конце века к ним добавились исследования северной Якутии, Чукотки; были открыты остров Врангеля, архипелаг Де- Лонга. Исключительно большой вклад в исследования Арктики внесла экспедиция А. Норденшельда на «Веге», которая в 1878- 1879 гг. впервые прошла северо- восточным проходом за две навигации. В 1893- 1896 гг. под руководством Фритьофа Нансена на судне «Фрам» норвежская полярная экспедиция совершила плавание вдоль северных берегов Сибири, а затем дрейфовала во льдах от Новосибирских островов до севера Гренландского моря. Во время плавания в Карском море были открыты острова Свердрупа, Скотт- Гансена, Мона, архипелаг Норденшельда и др.. В ходе этой экспедиции был впервые выполнен комплекс метеорологических и океанографических наблюдений в Северном Ледовитом океане.
Необходимость систематических метеорологических наблюдений в полярных регионах Земли была обоснована на Гамбургской международной полярной конференции в октябре 1879 г. .В её работе участвовали делегаты Австрии, Голландии, Германии, Дании, Норвегии, России, Франции, Швеции. На конференции была основана Международная полярная комиссия. Её президент Г. И. Вильд взялся за организацию Первой международной полярной экспедиции. На Петербургской конференции Международной полярной экспедиции в августе 1881 г. была принята программа наблюдений и определены пункты их проведения. Эта программа была реализована в 1882 - 1883 гг. в рамках Первого Международного полярного года с участием 12 стран (Россия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Голландия, Англия, США, Канада, Германия, Австро - Венгрия, Франция). Широкий комплекс наблюдений, включая и гидрометеорологические, проводился и на вновь открытых в Арктике станциях (табл. 1).
Таблица 1
Полярные станции Первой Международной полярной экспедиции 1882 - 1883 гг.
Станция | Страна | Руководство | Начальник |
Сагастырь (73° 23' N, 124° 05'E) | Россия | Русское географическое общество | Поручик Юргенс |
Малые Кармакулы (Новая Земля, 72° 23' N, 52° 44'E) | Россия | Русское географическое общество | Лейтенант Андреев |
Соданкюля (Финляндия, 67° 29' N, 26° 36' E) | Финляндия | Финляндское учёное общество | Проф. Лемстрём, затем ассистент Бизе |
Боссекоп (Норвегия, 69° 58' N, 23° 15' E) | Норвегия | Метеорологический институт | Ассистент Стен |
Мыс Тордсен (Шпицберген, 78° 28' N, 15° 42' E) | Швеция | Академия наук | Др. Экхольм |
Ян- Майен (71° 00'N, 8° 28'W) | Австрия | Граф Вильчек | Лейтенант Вольгемут |
Готхоб (Гренландия, 64° 11'N, 51° 43'W) | Дания | Метеорологический институт, Датская полярная комиссия | Адьюнкт Паульсен |
Кинг- Фьорд (залив Камберленд, 66° 36'N, 67° 19'W) | Германия | Немецкая полярная комиссия | Др. Гизе |
Форт- Конгер (залив Леди Франклин, 81° 44' N, 64° 45' W) | США | Сигнальный департамент | Лейтенант Грили |
Форт- Рэй (62° 39' N, 115° 44' W) | Англия и Канада | Лондонский метеорологический комитет | Капитан Доусон |
Оглами (Мыс Барроу, 71° 18' N, 156° 29' W) | США | Сигнальный департамент | Лейтенант Рей |
На рубеже 19-20 веков активно исследовались полуостров Таймыр, Новосибирские острова и остров Беннета. Совместно со шведскими учеными проведены измерения дуги меридиана на Шпицбергене.
Крупнейшие исследовательские работы в Арктике в начале 20 века были выполнены Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана (1910- 1915 гг.) под руководством И. С. Сергеева, а затем Б. А. Вилькицкого. За время ее работы была проведена съемка берегов Сибири от мыса Дежнева до мыса Челюскин, сделана опись островов Медвежьих, Большого и Малого Ляховских, Столбового, Васильевского, Семеновского, Бегичева, Беннета, обследован остров Врангеля и открыт остров Жохова. Важнейшим ее итогом является открытие в 1913 г. архипелага Земля Николая II (с 1926 г. - Северная Земля) и описание общих очертаний части ее восточного и южного побережий. Экспедиция провела также обширные исследования по океанографии и ледовому режиму северных морей, гидробиологии, метеорологии, аэрологии, магнетизму, собрала богатые геологическую, зоологическую, и ботаническую коллекции, сохранившие свое научное значение до наших дней. Существенные результаты в исследования арктических морей внесла экспедиция Х. Свердрупа на судне «Мод» (1918- 1925 гг.).
Начиная с 20-х годов, объем исследований в Арктике постоянно увеличивался. При этом привлекались и новые технические средства, в первую очередь - авиация. После первого арктического полета Я. И. Нагурского в 1914 г. авиационную ледовую разведку в Карском море выполняли в 1924 - 1926 гг. Б. Г. Чухновский, О. А. Кальвиц, М. С. Бабушкин.
В 1926 г. Р. Амундсен и Л. Элсуэрт на двух гидросамолетах, пилотируемых Я. Рисер- Ларсеном и Дитриксоном, сделали попытку трансарктического перелета со Шпицбергена. Она закончилась неудачно и после посадки в разводье севернее 80( с.ш. они возвратились на базу на одном самолете. В том же году Р. Бэрд и Ф. Беннетт во время беспосадочного полета со Шпицбергена достигли Северного Полюса. С этой же базы Кингсбэй на Шпицбергене летом 1926 г. стартовал дирижабль «Норвегия - 1» с Р. Амундсеном и У. Нобиле на борту. Дирижабль пересек Северный Ледовитый океан, пролетел над полюсом и приземлился на Аляске.
Следующий полет дирижабля в Арктике закончился трагически. Экспедиция на дирижабле « Италия» под руководством У. Нобиле (11 - 25 мая 1928 г.), стартовав со Шпицбергена, пролетела над Землей Франца- Иосифа и достигла полюса. На обратном пути произошла катастрофа, 25 мая дирижабль разбился. Часть членов экипажа погибла, остальные, включая У. Нобиле, остались на дрейфующих льдах. Для спасения оставшихся в живых 29 мая в СССР был образован Советский Комитет помощи экипажу дирижабля «Италия», в июне начались экспедиции по их поиску на ледокольном пароходе «Малыгин» (начальник экспедиции В. Ю. Визе, капитан Д. Т. Чертков, Летчик М. С. Бабушкин) и ледоколе «Красин» (начальник экспедиции Р. Л. Самойлович, капитан К. П. Эгги, летчик Б. Г. Чухновский). В июле к поискам подключился ледокольный пароход «Г. Седов» (капитан В. И. Воронин). При попытке спасения участников экспедиции разбился в районе острова Медвежий самолет с Р. Амундсеном на борту. Но в итоге скоординированные усилия участников международной спасательной экспедиции привели к тому, что 6 июля 1928 г. после благополучной посадки на лед шведского летчика Лундборга больной Нобиле был доставлен в Кингсбэй. Оставшиеся две группы были сняты с дрейфующих льдов экипажем ледокола «Красин» 12 июля 1928 г.
Серьезной научной воздушной экспедицией был полет интернациональной группы ученых, в которую входил Р. Л. Самойлович, на дирижабле «Граф Цеппелин» 24 - 30 июля 1931 г.. Это был полет по маршруту Фридрихсхафен (Германия) - Ленинград - Земля Франца- Иосифа (бухта Тихая) - Северная Земля - полуостров Таймыр -остров Диксон - Новая Земля - Архангельск - Ленинград - Германия.
В июне- октябре 1932 г. было впервые осуществлено сквозное плавание за одну навигацию ледокольного парохода «Сибиряков» из Архангельска на Дальний Восток по всей трассе Северного Морского Пути (начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, капитан В. И. Воронин). В этом рейсе, кроме О. Ю. Шмидта, участвовали ученые Всесоюзного Арктического института (с 1939 г. - Арктический научно- исследовательский институт, с 1958 г. - Арктический и антарктический научно- исследовательский институт) В. Ю. Визе, П. П. Ширшов, Я. Я. Гаккель, А. Ф. Лактионов. Они выполнили большой комплекс гидрологических, гидробиологических, метеорологических и геофизических исследований.
Следующая попытка сквозного плавания по Северному Морскому Пути парохода «Челюскин» (начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, капитан В. И. Воронин) оказалась неудачной. Пароход из-за тяжелых ледовых условий в Чукотском море оказался в ледовом дрейфе в период с 17 ноября 1933 г. по 13 февраля 1934 г., когда он был раздавлен льдами и затонул. Участники экспедиции оставались на дрейфующем льду до их эвакуации самолетами 13 апреля 1934 г.. Больной О. Ю. Шмидт был эвакуирован из ледового лагеря на самолете В. С. Молокова и затем на самолете М. Т. Слепнева вместе с Г. А. Ушаковым и врачом К. А. Никитиным был доставлен 11 апреля на Аляску. Весь период экспедиции, включая и ледовый дрейф парохода, и на дрейфующем льду, сотрудники Всесоюзного арктического института П. П. Ширшов, Я. Я. Гаккель, П. К. Хмызников, Н. Н. Шпаковский, В. С. Стаханов, П. Г. Лобза выполняли научные наблюдения.
За спасение участников экспедиции семи летчикам (А. В. Ляпидевский, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнев, М. В. Водопьянов и И. В. Доронин) было присвоено впервые введенное звание Героя Советского Союза. Несмотря на трагическую сторону экспедиции парохода «Челюскин», впервые была доказана возможность длительных активных исследований природы Арктики, базируясь на дрейфующем льду. 21 мая 1937 г. в районе Северного Полюса была выполнена посадка самолета (летчик М. В. Водопьянов) и начата организация первой научной дрейфующей станции «Северный Полюс». Научные исследования на ней выполняли И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров, Э. Т. Кренкель с 6 июня 1937 г. по 19 февраля 1938 г.. Они положили начало планомерному изучению природы наиболее труднодоступной части северной полярной области Земли с дрейфующих льдов.
Во время вынужденного ледового дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» в 1937- 1940 гг. его траектория проходила севернее, чем дрейф «Фрама» и пересекла неизведанные районы центральной части Арктического бассейна. В результате были получены уникальные научные материалы, существенно дополнившие результаты исследований Ф. Нансена на «Фраме».
Весной 1941 г. была успешно проведена научная экспедиция на самолете «СССР- Н- 169» в район полюса относительной недоступности. Она показала перспективность исследований Северного Ледовитого океана путем последовательных посадок на лед самолетов с научными группами.
К сожалению, эти работы были прерваны Второй мировой войной. Лишь с 1948 г. этот метод начал широко использоваться в экспедициях «Север» и применялся в течение многих лет. В 1950 г. возобновились работы на дрейфующих станциях. Со 2 апреля 1950 г. по 11 апреля 1951 г. на дрейфующей станции «Северный Полюс - 2» работала научная экспедиция под руководством М. М. Сомова. А с 15 апреля 1954 г. по 25 июля 1991 г. без перерывов успешно проводился широкий комплекс научных исследований на дрейфующих станциях «Северный Полюс 3 - 31».
В этих работах ведущая роль принадлежала ученым и специалистам Арктического и антарктического научно- исследовательского института. Колоссальный объем полученной информации по метеорологии, океанологии, биологии Арктического бассейна, ледоведению, геофизике и многим другим природоведческим направлениям науки обобщен в тысячах научных статей, фундаментальных монографиях, атласах, справочниках и пособиях. Их результатом стало и известное географическое открытие нового времени- подводного хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане
Эти данные не утратили научную ценность и поныне. Результаты предшествующего труда российских исследователей Арктики и сегодня являются одной из важнейших составных частей работы интернациональных коллективов по исследованию природы Арктики.
Список литературы